Первоначально там растение использовали вообще в образе золы (!), которую включали в состав зольных лекарств и пилюль. Ими старинные доктора лечили отеки и болезнь дму чку – это когда из тканей человеческого организма нарушался вывод жидкости. Еще так врачевались болезни легких и опухоли грудей. Золу, как компонент в сложных лекарствах традиционно применяли и для высушивания гноя, очищения сосудов, а также борьбы с определенными болезнями легких.
К счастью, канонами Тибетской традиционной медицины «Вайдурья онбо» и «Чжуд-ши» данная информация донесена до нас. Сам курильский чай в этой местности именовался spen ma, а корни носили название spen nag или spen dkar. Побеги, что интересно, тоже распознавались как spen dkar. Отметим, что название spen ma присваивалось разным видам пятилистника, как сегодня зовется курильский чай.
Античные врачи боролись при помощи spen ma с такими недугами (назовем их современным языком), как:
1. Туберкулез легких.
2. Желудочно-кишечные заболевания.
3. Простуда.
4. Атеросклероз.
Как говорилось, разные разновидности пятилистника были наречены одинаково. Прежде всего, это была так называемая черная разновидность, а именно пятилистник кустарниковый. Однако, золу разделяли на две категории по виду растения, из которого ее получали. Так, черную золу задействовали при излечении таких болезней, как «сушит чху сер» — это нарушения обменных процессов, проявляющиеся на коже, а также в плотных или полых органах. Еще этим же «препаратом» проводилось лечение «жара молочных желез».
Что касается золы, полученной из белого вида кустарника, то она считалась эликсиром для зубов, а также целебной вещью против несварения и, опять же, болезней легких (со слов трактата «Кунсал-Нанзод»). Вот такие они, тайны древнего Тибета, связанные с курильским чаем.